Ораторское искусство
Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.
Цель ораторского искусства — изложение оратором его позиции перед оппонентом или аудиторией, защита собственной точки зрения. Этой цели он достигает, используя подготовленную речь и технику ораторского мастерства.
Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.
Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.
Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.
Важность понимания и владения ораторским искусством
Для проведения изменений, диагностики проблематики, проведения встреч, презентаций своих идей командам/руководителям/топ-менеджменту критически важно обладать хорошими навыками ораторского мастерства. С развитым ораторским мастерством Деливери менеджер звучит убедительно, его идеи реже поддаются критике, он быстрее располагает собеседников к себе, позволяет быстрее договариваться и выстраивать крепкие партнёрские отношения. Навык чётко и ясно доносить свои мысли критически важен в данной роли.
Дополнительные материалы
- Курсы в Московской школы ораторов и публичного мастерства (онлайн + офлайн) https://orator.moscow/
- Школа менеджеров Яндекса. Мария Кутузова про презентации http://youtube.com/watch?v=S0r0fMJa9eA
Лайфкахи
- Можно использовать чёрные слайды-заглушки, чтобы переключить внимание со слайда на себя. Это хорошо, если надо что-то сказать аудитории, сфокусировать их внимание на себе
- Смотреть выступления по теме до начала подготовки своего выступления. Воровать их слова или приёмы по теме – это не зашквар, если копировать с доработками
- Заготовить 10+ фактов о себе которые перебирать в зависимости от аудитории
- Никому не интересны пустые факты о том, кто ты, почему ты эксперт - хорошо начать с неожиданного вовлечения и потом подвести к своей экспертизе и знакомству
- Комментировать ответ аудитории мастхев иначе ты ее можешь потерять
- Вопросы из аудитории надо проговаривать вслух, если у говорящего нет микрофона, так как может идти запись и на ней будет слышно только ответ спикера. Очень раздражает, когда смотришь запись и слышишь ответ, но не понимаешь какой был вопрос
- Создавать план динамики можно через карту того, что слушатель делает в каждый момент времени
- Чтобы вовлечь аудиторию нужно не просто давать ей информацию, а заставлять думать вместе с тобой
- Надо переводить телефон в авиарежим, чтобы при звонке не было параллельного звонка на MacBook, если идёт шаринг экрана
- Важно максимально детально проработать вступление, так как если вступление прошло хорошо, то дальше выступление идёт как-то получше. Больше энергии и уверенности
- Если ты выступаешь не один, то круто делать отсылки на коллег, которые выступали до тебя или будут после с анонсом времени и тем их выступлений. Это делает выступление более живым
- В конце выступления можно оставить контакты и голосом проговорить про бесплатный консалтинг всем, кто напишет в личку или поставит встречу с понятной повесткой. Это может добавить ценности выступлению и повысить авторитет спикеру. Главное проговорить размер и количество таких бесплатных консультаций.
- Читать вслух художествунную литературу и активно артикулировать верхней и нижней частью лица (верхняя и нижняя челюсть).
- Перед выступлением стоит “прогреться” – рассказать кому ни будь историю, просто поговорить. Провести мини-презентацию.
Упражнения для развития речи
- Проговаривать вслух всё что видишь. Описывать объекты и людей.
- Запись выступления на диктофон или видео. Потом просматривать и прослушивать, подмечать в каких ситуация начинается тупняк, запинание, экание и акание. Искать повторяющиеся паттерны.
- Пересказ прочитанного текста. Исключать дробность речи. Не ставить точку после каждого слова, а лаконично говорить всё предложения повышая интонацию вверх к концу предложения или мысл и.
- Проговаривание звуков и букв с перестановкой. Перебираем: ИЭАОУЫИ. Произносим: КПТ(И); БГД(И); РТМ(И); КЧК(И); ВЗЛ(И)ВРТУ
- Скороговорки – Сложные скороговорки для дикции
Артикуляционная гимнастика
Все упражнения делать не менее 10 повторений. Время разминки до 30 минут.
Для губ, верхний и нижней части лица
Расслабление через упражнение "Лошадка" – как лошадь выдуваешь воздух с расслабленными губами.
- Уточка – улыбка – уточка – улыбка
- Втягивание щёк
- Попеременный оскал верхних и нижних зубов
- Массаж губ прикусывая их нижними и верхними зубами
- Вращение языком 360 градусов пытаясь достать самые крайние уголки рта – растягиваем мышцы языка
Примеры этих и других упражнений на YouTube http://youtube.com/watch?v=XI1UwLLoKVA
Для языка
Расслабление через упражнение "Колокольчик"
- Круговые движения языком перед и по зубам, по щекам
- Язык попеременно упирается в щёки
- Круговые движения за зубами
- Тяги к ушам, подбородку, носу
- Массаж языка зубами
- Делаем язык в форме лопаты – трубочки
Примеры этих и других упражнений на YouTube http://youtube.com/watch?v=wvTdKivTKZA
Упражнения для голоса
- Руки пульверизаторы и на Ф словно распыляем воду в оранжерее. Делать так не более 1 минуты, чтобы насытить организм кислородом
- Плавно протянуть все гласные на одном выдохе
- Петь Ом
- Проговаривать одно и то же предложение, но в разных интонациях
Примеры этих и других упражнений на YouTube http://youtube.com/watch?v=vzWgLkG-aXs