Перейти к основному содержимому

ADKAR

АвторОпубликовано
Максим Фролов, Екатерина Чернова02.04.2024

ADKAR - инструмент оценки, разработанный компанией PROSCI. Он основан на данных ежегодных опросов об успешности работы с изменениями. С его помощью можно лучше понять, почему изменение не приживается и где именно возникает проблема.

Когда проблема обнаружена - можно сфокусироваться на ней и не тратить силы на другие аспекты.

Слово ADKAR представляет собой акроним от названий критериев Awareness (Понимание), Desire (Желание), Knowledge (Знание), Ability (Способность), Reinforcement (Закрепление).

Как измеряется

По рекомендациям PROSCI измерение может быть как самооценкой, так и интервью или опросником. Чем больше людей участвует в измерении - тем более экономичные методы используются. В компании мы используем опросник, адаптированный под каждое конкретное изменение. Это значит, что раз в два месяца мы высылаем один и тот же список из 25 утверждений, по 5 утверждений на каждый критерий. Сотрудник выбирает свое отношение к каждому утверждению от "Согласен" до "Не согласен". Потом этот выбор преобразуется в численный эквивалент и усредняется. Так мы понимаем оценку каждого критерия по сотруднику и в целом по компании.

Как работает

Левый критерий с оценкой ниже 4 является блокером внедрения изменений. В ADKAR это называется "Барьер". Работать нужно именно с этим критерием, на остальные можно пока не обращать внимания. Пример: если я оцениваю свой уровень принятия изменений по внедрению новой рабочей CRM как A=4,D=3,K=2,A=3,R=3, то мой блокер сейчас Desire. Это значит, что несмотря на такие же или более низкие оценки критериев Knowledge, Ability, Reinforcement, со мной сейчас нужно работать именно в поле Желания меняться. Если руководитель попытается отправить меня на обучение (критерий K), то я просто буду спать на уроках, потому что я просто не хочу использовать новую CRM. Согласно примеру, мы проводим ADKAR, чтобы найти блокеры внедрения на уровне конкретных сотрудников, чтобы руководители могли помочь с принятием.

Составляющие

Каждый критерий оценивается набором утверждений. Утверждения точнее описывают, на что нужно обратить внимание для оценки. Обратите внимание, утверждения ниже - это и есть опросник. Именно их мы рассылаем раз в два месяца. Под утверждениями даны более конкретные рекомендации, что стоит делать, чтобы улучшить принятие изменений. Если у вас или вашего сотрудника блокер на одном из критериев - эти рекомендации могут вам помочь.

Awareness/ Понимание

Кратко: "Я понимаю, почему ..."
Изменение начинается с понимания, зачем оно нужно. В чем именно состоит изменение? Зачем оно? Какие возникнут риски, если его не провести?

Утверждения для проверки

  • Я понимаю, зачем внедрялся OKR
  • Я понимаю, почему OKR внедрялся именно в это время
  • Я понимаю риски, с которыми мы столкнулись бы, если бы не стали использовать OKR
  • Я понимаю, как руководство видит результат внедрения OKR
  • Я понимаю причины внедрения OKR

Desire/ Желание

Кратко: "Я решил..."
Изменение требует приятия личных решений. Какая моя выгода от изменений? Готов ли я сделать выбор в пользу изменений? Решил ли я принять участие?

Утверждения для проверки

  • Я вижу выгоды от внедрения OKR
  • Я поддерживаю работу с OKR
  • Я понимаю, что лично мне дало внедрение и использование OKR
  • Я принял(а) личное решение, что использую OKR
  • Я верю, что использование OKR увеличивает вероятность успеха компании

Knowledge / Знание

Кратко: "Я знаю, как ..."
Изменение требует обладать знаниями. Я должен разобраться, как мне действовать по-новому. Мне нужны новые навыки. Я должен пройти обучение.

Утверждения для проверки

  • Я четко понимаю, как OKR влияет на мои повседневные задачи и рабочие процессы
  • Я обладаю необходимыми знаниями, чтобы успешно работать пока мы переходим на OKR
  • Я обладаю необходимыми знаниями, чтобы успешно работать после перехода на OKR
  • Я не вижу пробелов в знаниях об OKR, которые негативно влияют на мою работу после завершения перехода на OKR
  • После пройденной подготовки, я чувствовал себя готовым(ой) к успешному участию в OKR

Ability/ Способность

Кратко: "Я могу..."
Изменение требует правильной реализации. Могу ли я применить свои знания на практике? Готов ли я действительно поменять привычные действия на новые?

Утверждения для проверки

  • Я считаю, что успешно применяю полученные об OKR знания в реальных рабочих ситуациях
  • Я уже применяю новые знания и поведение в реальных рабочих ситуациях
  • Я могу изменить свое поведение, инструменты и рабочие процессы для использования OKR
  • Я считаю, что полученные знания об OKR дают мне все необходимое для успешного использования OKR в реальной работе
  • При необходимости я могу получить дополнительную информацию об OKR и поддержку знающих коллег

Reinforcement/ Закрепление

Кратко: "Я буду и дальше..."
Изменение нужно поддерживать, чтобы оно стало устойчивым. Что мы делаем, чтобы закрепить использование изменений?

Утверждения для проверки

  • Я уверен(а), что компания будет и дальше использовать OKR
  • Компания обладает возможностями, чтобы продолжить использовать OKR
  • Я осознаю последствия отката на старые методы работы и целеполагания
  • Я получаю пользу от работы с OKR
  • Мою работу с OKR позитивно оценивают коллеги и руководитель

Польза

Для сотрудника

По данным опросов PROSCI, при работе с изменениями сотрудники чаще всего испытывают проблемы с непониманием "Почему" и "Зачем" делаются какие-то изменения. Кроме того, страх вызывает смена ежедневных обязанностей, отсутствие поддержки от руководителей, либо недоверие к руководителям. Отдельно вызывает негодование отсутствие возможности повлиять на изменения и направить их по более эффективному пути. ADKAR стремится дать каждому сотруднику голос и адресную помощь. Опросник призван упростить коммуникацию проблем, предложений и недовольства с уровня рядового сотрудника на уровень руководителей. Например, чаще всего блокером является "Понимание", но случайным образом выхватывать сотрудников и заставлять их слушать лекции неэффективно. Мы используем ADKAR, чтобы работать только по делу, без лишних встреч и разговоров.

Для менеджера среднего звена

PROSCI утверждает, что самые частые проблемы руководителей среднего звена - это страх потери авторитета и контроля над привычным участком работы. Руководители не хотели бы терять свою стандартную роль из-за организационных изменений. Кроме этого, люди отвечают, что их беспокоит недостаток конкретики по задачам руководителя, отсутствие вовлеченности и влияния на ход изменений и рассогласованность мотивации. С помощью ADKAR мы помогаем руководителю сохранить авторитет и поддержать свою значимость через успешное внедрение улучшений процесса Тинькофф Кассы. Руководитель, который успешно работает с сотрудниками де-факто является хорошим менеджером. Помимо авторитета, умелое использование результатов ADKAR поможет прозрачно понять статус внедрения в своей команде, сфокусировать усилия руководителя на важном.

Для топ-менеджера

Опрос PROSCI выделяет две основных проблемы топ-менеджеров - непрозрачность и расфокус. Численные критерии ADKAR призваны показать топ-менеджеру, как работать с руководителями среднего звена, чтобы повысить вероятность успешности изменений.

Антипаттерны

Нет Понимания и Желания

  • Сотрудники раз за разом задают одни и те же вопросы
  • Падает производительность труда и в худшем случае растет текучесть кадров
  • Сотрудники не хотят делиться обратной связью и выделять ресурсы под работу с изменением
  • Внедрение изменения идет с задержками, натыкается на сопротивление

Нет Знания и Способности

  • Меньше сотрудников работают с изменением или используют его неправильно
  • Сотрудники волнуются, смогут ли они справляться с работой в будущем, боятся за свой успех
  • Негативное влияние на коллег из смежных команды
  • Устойчивое падение производительности труда

Нет Закрепления

  • Сотрудники возвращаются к старым методам работы
  • Фактическое использование изменения ниже запланированного
  • Появляется опыт неэффективных изменений "в прошлый раз это не сработало"

Сложные кейсы при работе с ADKAR

ПроблемаПредложение
Никто в команде не заполняет ADKARПопробуйте собрать командную встречу и донести цели использования ADKAR и его выгоду для вас и для сотрудников. Чаще всего незаполнение опроса эквивалентно низкому рейтингу Awareness. Проще говоря, ваши коллеги просто не понимают что происходит и зачем им надо заполнять какой-то опрос.
Все заполняют на максимальные ответы, чтобы от них отсталиЭто зависит, почему это происходит:
  • Если люди не чувствуют себя в безопасности - расскажите им подробнее про сохранность данных и как они используются.
  • Если люди не вовлечены и просто хотят, чтобы от них отстали - скорее всего, они не понимают "Зачем" делается опрос и какую выгоду он несет.

  • Ваш контекст может отличаться - исходите из вашего контекста.
    ADKAR не прав, показывает блокер критерия у сотрудника, но с критерием всё окейДа, так бывает. Попробуйте обсудить с сотрудником утверждения из опроса выше. Узнайте, почему сотрудник ответил, что не чувствует уверенности по отношению к ним. Если все в порядке и в опрос произошла ошибка - ничего страшного, просто порадуйтесь еще одному поводу пообщаться с коллегой.
    Сотрудник каждый раз встречает один и тот же блокерОтнеситесь к этому серьезно. Если вы или ваш сотрудник постоянно натыкаетесь на один блокер - попробуйте выделить время и подробнее разобрать, что сейчас идет не так. Попросите помощи снаружи команды, чтобы вместе побрейнштормить идеи. Главное - не относитесь к этому формально.